Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz): «Во всем должен быть смысл» «Все снимают важные моменты. Но многое можно увидеть и в промежутках между ними». Изображать человека сквозь призму собственного мнения или стараться показать его независимо от своего восприятия? Командовать, как стать, или наблюдать, стараясь не пропустить ничего важного? Или относительно важного. Для фотографа, героя снимка и истории. Скромняжка в очках Энни Лейбовиц и сотни её самых разных фотографий, сделанных на одном дыхании, ставят вопрос зрителю одним своим существованием. Или автор ставит вопросы себе, снимая и рассматривая то, что получилось? Столько философии, и вся в Энни, в каждой её работе. Родилась Annie Leibovitz (Энни Лейбовиц) 2 октября 1949 года в Вестпорте, штат Коннектикут. Мать Энни, Мерилин, имела русско-еврейские корни, была интеллигенткой и преподавала современные танцы. Отец, родом из Румынии, практически всю жизнь служил в армии. Несмотря на необходимость переезжать каждые пару лет и материальные сложности, семья была крепкой и сильной, а шестеро желанных и любимых детей – негласное тому подтверждение. Мерилин всегда брала с собой в дорогу камеру и снимала происходящее. Фотография была семейной традицией, и Энни заразилась от матери тягой запечатлеть моменты жизни. Дорога послужила отличным началом для реализации творческих порывов Лейбовиц и стала на длительное время её образом жизни. Первые фото Энни сделала на Филиппинах, отправившись туда с отцом в конце 60-х. Во время учёбы в Сан-Францисском художественном институте девушка записалась на курсы фотографии, посетив предварительно Японию и купив там первую камеру. На третьем курсе она поехала в Израиль на раскопки дворца царя Соломона и решила, что быть ей фотографом, отбросив желание стать преподавателем искусств. Я не отношусь к тем людям, которые всегда хотели быть фотографами и начали этим заниматься, когда им было 12. Ко мне это пришло от желания заниматься искусством, во время учебы в Институте искусств Сан-Франциско в 1960-е годы. Сам творческий процесс мне казался прекрасным, а именно — сиюминутность появления фотографий и возможность с их помощью занять свое место в жизни. Первым вдохновителем Annie Leibovitz был французский фотограф Анри Картье-Брессон, знаменитый снимками «решающего момента». Речь идёт о наблюдении за человеком и умением сфотографировать его в мгновение, характеризующееся наивысшим эмоциональным напряжением. Анри, маэстро репортажа, был против искусственности в фотографии: «Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно. Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю…» Очень застенчивой Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz) снимать, будучи незаметной, пришлось по душе. Фотоаппарат стал её верным другом, помощником в познании окружающего мира и, прежде всего, себя. Она хотела фотографировать для журнала Rolling Stone и показала свои работы его основателю Яну Веннеру. В 1971-м Лейбовиц получает должность фотокорреспондента и работает с известными музыкантами. Одна из её первых знаменитых работ – портрет Джона Леннона, сделанный во время интервью. Энни просто попросила взглянуть Джона в камеру, не зная толком, как общаться с фотографируемыми. Позже она снимает Боба Дилана, Боба Марли, Кита Ричардса и многих других. В 1975 г. Энни Лейбовиц едет с группой Rolling Stones в турне по США, как официальный фотограф, и хватает очередную звезду с неба. Только со звездой – зависимость от наркотиков, от которой приходится избавляться в клинике. А в 1980 она снимает Джона Леннона и Йоко Оно по случаю выхода альбома «Double Fantasy». Стоит ли говорить, что через пять часов после съёмки его убивают? Фото холодной отстранённой Йоко и голого прижимающегося к ней Джона попадает на обложку Rolling Stone, которая спустя 25 лет становится лучшей журнальной обложкой за 40 лет. Кстати, второе место занимает тоже работа Лейбовиц – обложка Vanity Fair 1991 года с обнаженной беременной Дэми Мур. После ухода из Rolling Stone Лейбовиц устраивается работать в самый «звездный» журнал Vanity Fair. В её объектив попадают десятки звёзд. Но изображает их Энни «совсем по-своему». Вупи Голберг купается в ванной с молоком, а Джек Николсон красуется в халате. Выработанные голливудские улыбки снимать не хочется, и фантазии нет предела. Именно артхаусный подход к съёмке известных людей прославил Лейбовиц и сделал самой успешной женщиной-фотографом современности. Она не пытается уловить игру знаменитостей на камеру, не считается с тем, что они «идолы» – есть камера и есть человек, важно это взаимодействие и ничего более. Я никогда не заставляла никого делать то, чего они не хотят. И все это должно быть связано с личностью героя, не нужно просто заставлять кого-то прыгать в бассейн, если это ни к чему. Во всем должен быть смысл. Мне лично не хватает простого живого портрета, от которого журналы ушли в гламур. Меня всегда больше интересовало то, что человек делает, а не то, кем он является. Лейбовиц неоднократно снимала для Vogue US, представила серию волшебных «звез?6?